Я – учитель

Эссе

Юлия Андреевна Гордеева,
учитель химии и биологии
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
города Югорска

Солнечный летний день. Цветущая лесная поляна. Ромашки, колокольчики, медуница дарят восхитительный аромат. Среди этого великолепия ползут по своим делам муравьи, жучки и паучки. Весело стрекочут кузнечики. Я осторожно заглядываю под листочки, наблюдая за этой жизнью. Рядом мама собирает ароматные ягоды земляники. Мы негромко переговариваемся с ней. Через полтора месяца меня ждет новый мир под названием «Школа». Я еще ничего не знаю о нем и прошу маму рассказать. В моих глазах она превращается в сказочную фею, которая знает обо всем на свете.

Школа – это настоящее волшебство: маленьких несмышленышей она превращает в грамотных людей, которые могут складывать непонятные закорючки-буквы в настоящие слова, дающие возможность многое узнать, например, где растут манго, как спит жираф, кто такой Александр Пушкин. Главными волшебниками в школе являются учителя, именно они знают такие слова, которые превращают ребятишек в умников. А еще – стать настоящим учеником помогает множество волшебных предметов. Во-первых, это – портфель (мне уже купили замечательный розовый рюкзак с множеством кармашков). Во-вторых, волшебные цветные палочки, под названием карандаши и ручки. Еще мы приобрели линейку, и я даже попробовала воспользоваться ей – это какое-то чудо: ведешь вдоль нее карандашом, и линия получается ровной! А если что-то не получилось, можно взять ластик, потереть им, и происходит настоящее волшебство – с листа исчезает то, что было написано или нарисовано! Но больше всего мне понравилась школьная форма! Она сразу же превратила меня из малышки в настоящую ученицу, совсем как Золушку, которую фея-крестная при помощи колдовства обратила в прекрасную принцессу.

Под эту сказку наполняются наши ведерки вкуснейшими ягодами, и мы отправляемся домой, где ждут меня школьные принадлежности, я с трепетом вновь и вновь рассматриваю их.

И вот наступил долгожданный день! Белые банты, фартучек и великолепный портфель! На пороге нас встречает настоящая волшебница, которая смотрит добрыми глазами, и мы зачарованно ловим каждое ее слово. Она крутит шар на ножке, называя его незнакомым словом «глобус», и говорит, что наша школьная жизнь будет похожа на настоящее путешествие. Мы учимся писать буквы, читаем, считаем, но больше всего мне нравятся уроки природоведения: букашки, цветочки, лягушки, червячки – как же это интересно!

Шли годы. Мир знаний становился все шире. Мы погружались в историческое прошлое, путешествовали по разным странам, учились читать карты, знакомились с произведениями разных авторов, постигали азы грамотности, заучивали, как заклинания, различные формулы… Но, к сожалению, это все меньше и меньше походило на сказку. И вдруг появилась новая волшебница: она могла заставить вещества менять цвет, гореть то, чего не поджигала, делать видимое невидимым. Настоящая фея! Чем глубже мы погружались в эту науку, тем больше мне хотелось быть похожей на фею Химии. Я поняла ценность профессии, моя мечта – стать учителем, который сможет творить чудеса для своих учеников.

Волшебство произошло – я учитель. Теперь мне предстоит раскрыть сказочный мир химии. Первый урок. Предательски дрожат руки, перехватывает дыхание… передо мной восьмиклассники, только приступающие к изучению волшебной науки. Я начинаю свой рассказ о том, что такое химия, привожу примеры, но с каждым новым уроком вижу, как потухают искорки интереса в глазах учеников. Что за колдовство?! Разве могут быть скучными, например, лабораторные работы?! Вот уж проблема из проблем! Готовых ответов на то, как сделать изучение химии увлекательным для моих подопечных, у меня нет. И я, как герой какой-то сказки, отправляюсь на поиски волшебной палочки, ее взмах поможет выйти из этой ситуации! В пути меня сопровождают мудрые коллеги, которые делятся тайнами профессии. Курсы чародейства и мастерства дают подсказки и помогают очаровать химическими знаниями. Чтение мудрых книг позволяет сделать занимательными уроки для детей. Вот я и добралась до дерева знаний, на котором висит ларец с волшебной палочкой внутри.

Первое чудо, какое помогла совершить она, – это возможность соединить науку и реальную жизнь в магии практико-ориентированных заданий. Рецепты некоторых из них были найдены в писаниях, а какие-то я уже создавала сама. Наградой за это стали не только интерес к предмету и увлеченность в глазах учеников, но и прекрасные результаты, победы в состязаниях юных волшебников химии, высокие баллы в итоговых состязаниях под названием экзамены.

Шло время. Все увереннее становилась рука при работе с волшебной палочкой. Новые заклинания, которые она помогала совершать, давались легче. И такие, непонятные, на первый взгляд, волшебные формулы, как системно-деятельностный подход, персонализация, 4К (кооперация, коммуникация, критическое мышление, креативность) уже не выглядели чем-то непостижимым. Ведь все настоящие волшебники пользуются ими, понимая, что без этого магия современного урока теряет свой смысл.

Главная книга таинств ФГОС пророчит судьбу, которая дает возможность юным чародеям самосовершенствоваться, осознанно выбирать путь, постигая основы науки, осваивая межпредметные понятия и учебные действия. После ее изучения мне открылось, что эту магию могут совершать и сами юные волшебники, а мое чародейство заключается в сопровождении их. И я поняла, что могу не только дать знания по предмету, но и показать способы, которыми ребята смогут их добыть: умение работать в команде, примеряя на себя разные роли, выдвигать идеи, искать нужную информацию, преобразовывать ее, аргументировать, представлять полученные результаты. Все, что может пригодиться моим ученикам, все, что именуется созвездием Метапредметность.

Первая звезда – Учебное сотрудничество. Чтение писаний «Подготовка участников метапредметных испытаний» позволило узнать ее магические свойства. Вначале мы пытались овладеть ими во внеурочной деятельности, но вскоре смогли творить чудеса и на уроках. Так учебное сотрудничество стало нашим незаменимым помощником.

Было интересно наблюдать, как, постигая сложные химические темы, юные чародеи выстраивают межличностные отношения, ищут компромиссы, выходят из проблемных ситуаций, делают то, что раньше наводило на них страх. Мы проходили этот новый путь, участвовали и побеждали в первых метапредметных турнирах в номинации «Учебное сотрудничество».

Звезда Моделирование своим волшебством обращает сложное и непонятное, на первый взгляд, в простое и доступное. С помощью ее магии можно увидеть невидимое, установить причинно-следственные связи и определить свойства диковинных объектов.

Теперь мы начали постигать тайные знаки и символы звезды Смысловое чтение. Но ни одно из известных юным чародеям заклинаний пока не дает в полной мере раскрыть их смысл.

И сейчас мне предстоит проникнуть в секреты движений волшебной палочки, позволяющих совершить магию. С ее помощью откроются чудодейственные способы работы, без которых невозможно обойтись в современной школе.

Созвездие Метапредметность, манящее своим ярким светом, позволяет творить чудо: оно наполняет новым смыслом тайны познания.

Когда-то я была маленькой девочкой, мечтающей прикоснуться к сказке, теперь же волшебство стало моей профессией!